| 
		
			| Программа для расчета САХ (towpoint для Surfplan) [сообщение #30258] | Tue, 09 April 2013 06:43  |  
			| 
				
				
					| DesertEagle  Сообщений: 351
 Зарегистрирован: January 2008
 Географическое положение: Москва
 | Гуру кайтостроения |  |  |  
	| Так как в Surfplan нужно вводить towpoint в процентах от центральной хорды, то чтобы определить этот самый towpoint, нужно найти среднюю аэродинамическую хорду (САХ) крыла. Считается она не сложно, но очень трудоемко вручную. Поэтому я написал небольшую программку для этой цели. 
 Как ей пользоваться?
 
 Прежде всего, нужно в Surfplan сделать скриншот при виде сверху или снизу вашего кайта (там есть красная полукруглая кнопочка Flyer View, которая показывает купол точно снизу).
 
 После этого откройте этот скриншот в прилагаемой программе CAX.exe. Сначала нарисуйте мышью поверх крыла центральную линию, а потом справа от нее еще несколько вертикальных, повторяя форму крыла. Ориентируйте на картинку примера в самой программе. И нажмите Расчет. Если цвет линий плохо виден на фоне картинки, всегда можно нажать кнопку Цвет, которая инвертирует яркость линий или кнопку Фон, которая включает/выключает картинку.
 
 Программа покажет, сколько процентов на средней аэродинамической хорде соответствуют процентам на центральной хорде. Вводить в Surfplan нужно те что на центральной.
 
 Один нюанс - нужно знать где находится центр давления на профиле, который стоит в вашем кайте (причем на угле атаки, на котором кайт летит в штатном режиме). У симметричного профиля он всегда на 25%, у автостабильных всегда меньше 25% (обычно около 20%), а у обычных двояковыпуклых всегда больше 25%. Как правило, в районе 28% и до 33% у однослойных кайтов типа парасок и надувастиков.
 
 Узнать точное значение центра давления на профиле можно из атласов профилей или из программы XFLR5, продув ваш профиль на рабочем угле атаки (как правило, 6-9 град).
 
 Несколько скриншотов.
 
 
  
 Как видите, я использовал профиль с центром давления на 20%, но в Sufplan пришлось вводить 24%. И чем необычнее форма крыла, тем сильнее будет это расхождение. Вплоть до того, что на профиле 33%, а в Surfplan в некоторых случаях нужно вводить 50-60%. С отключенным фоном лучше видно:
 
 
  
 И кратная теория, она же встроенная справка в программе ).
 
 
  
 p.s. программу можно также использовать для определения центровки авиамоделей, дельтапланов и др.
 
 
 Нижняя ссылка на скачивание программы:
 
	
	 Вложение: main.jpg (Размер: 157.33KB, Загружено 2228 раз)
	 Вложение: Fon invert.jpg (Размер: 100.65KB, Загружено 2181 раз)
	 Вложение: Help.jpg (Размер: 102.91KB, Загружено 2094 раза)
	 Вложение: CAX.zip (Размер: 34.30KB, Загружено 604 раза)
 |  
	|  |  | 
	| 
		
			| Re: Программа для расчета САХ (towpoint для Surfplan) [сообщение #30259 является ответом на сообщение #30258] | Tue, 09 April 2013 06:58   |  
			| 
				
				
					| DesertEagle  Сообщений: 351
 Зарегистрирован: January 2008
 Географическое положение: Москва
 | Гуру кайтостроения |  |  |  
	| Кстати, сразу предвосхищая вопросы типа "а чего это стропы не сошлись с расчетным товпоинтом на скриншоте?"  отвечаю: серфплан по умолчанию показывает картинку снизу не идеально от точки зрения пилота. Подвигайте мышкой вверх-вниз, увидите как свободные концы (или стропы удлинителя у кайта) смещаются. Если их выровнять, чтобы они шли ровно от камеры, то все будет ок. 
 На точности расчета это не влияет, так как сама форма крыла одинакова и там и там. Но проверять таким образом, правильно ли все введено в серфплане, вполне можно. Вот пример реального применения, и то я не очень аккуратно сейчас рисовал линии, поэтому получилось 23% вместо 24%. Но видно, что точки схождения строп теперь совпадают с расчетным товпоинтом. Это пример из летающего крыла, который не требовал настройки стропной, а сразу полетел нормально.
 
 Собственно, этим же методом определения товпоинта сделаны еще несколько успешно полетевших проектов на этом сайте, так что методике верить можно.
 
 
  
 
 
 
 |  
	|  |  | 
	|  | 
	|  | 
	|  | 
	|  | 
	|  |