Начало » Сделай кайт » Самодельщики » Стаксель для недояхты
Стаксель для недояхты [сообщение #17575] |
Mon, 28 June 2010 17:01  |
 |
Филипп
 Сообщений: 378 Зарегистрирован: December 2005
|
Гуру кайтостроения |
|
|
Недавно вернулись с регаты парусных надувных судов, где сломали две мачты и ещё одну согнули. Снова очень хочется избавиться от мощного рангоута и приспособить на судно что-то кайтообразное. Однако прошлогодние попытки поумерили пыл (кайт совершенно не терпит ограничения свободы движения даже лёгкой мачтой - удочкой, необходимой для рестарта, начинает вихлять и капризничать).
Сейчас подумываю вот над каким вопросом: замечено, что стаксель, висящий на прослабленном штаге гораздо меньше нагружает рангоут. Однако форма его при этом сильно искажается и он теряет остроту хода. Думаю, что можно заранее скроить парус таким образом, чтобы при креплении к "недованте" он принимал правильную форму. Интересно, можно ли такое как-то посчитать? Мне кажется за основу надо брать половинку двухстропного кайта и считать в сёрфплане. А может всё гораздо проще и требуется лишь придать передней кромке большую вогнутость, а остальное отрегулировать натяжением штага?
|
|
|
Re: Стаксель для недояхты [сообщение #17576 является ответом на сообщение #17575] |
Mon, 28 June 2010 20:32   |
Verba
 Сообщений: 504 Зарегистрирован: November 2009 Географическое положение: Донецк
|
Гуру кайтостроения |

|
|
Филипп, не смогу в полной мере ответить на твои вопросы, так как дохрена терминов с которыми не знаком. Как понимаю, тебе нужен парус без мачты или минимальной длины мачта, то есть кайт?????????????
Если я тебя правильно понимаю, нужна тяга, быстрый и лёгкий рестарт паруса с воды, если упал в неё и отсутствие мачты как таковой. Надувастик не пойдёт?
пысы: как затея с малышами? получилось что-то организовать?
[Обновления: Mon, 28 June 2010 20:39] Известить модератора
|
|
|
Re: Стаксель для недояхты [сообщение #17577 является ответом на сообщение #17575] |
Mon, 28 June 2010 21:02   |
 |
Филипп
 Сообщений: 378 Зарегистрирован: December 2005
|
Гуру кайтостроения |
|
|
Привет! С малышами в прошлом сезоне физически не успел, т.к. полным ходом уже воплощалась идея сноуборпарка. Удалось заинтересовать кайтовым самостроем несколько хороших активных ребят и познакомиться с самодельщиками буеристами. Думаю в новом сезоне всё получится.
Про парус сейчас поясню. Есть мачта, растянутая с помощью 3-5 сильно натянутых растяжек. В обычном случае одна из растяжек используется для крепления на ней передней стороны треугольного паруса (стакселя). Всё управление производится с помощью верёвочки (шкота), закреплённой в противолежащем данной стороне углу (это в принципе сейчас не важно, пишу для полноты картины).
Проблема такой схемы состоит в том, что форма стакселя предполагает очень малый прогиб растяжки, к которой он закреплён. Это означает, что она должна быть ОЧЕНЬ хорошо натянута, и ветром её натянет ещё больше. Поскольку направление нагрузки и противодействующих ей сил практически взаимоперпендикулярно, т.е. "антиоптимально" на мачту действуют очень большие сдавливающие нагрузки, которые ломают её при малейшем изгибе.
В данном случае предлагается четыре оттяжки оставить хорошо натянутыми для придания мачте устойчивости, а пятую - ту, к которой закреплён треугольный парус одной из своих сторон, несколько прослабить. Причём прослабления достаточно небольшого, примерно как арочность парафоила.
Даже небольшой прогиб ванты в этом случае даёт уход углов действия сил от околонулевых величин и сильно разгружает мачту.
Таким образом требуется сшить треугольный парус, передняя кромка которого является слабопровисающим тросом, а задняя - просто углом с верёвочкой. Всё это должно ехать максимально круто к ветру.
[Обновления: Tue, 29 June 2010 14:02] Известить модератора
|
|
|
Re: Стаксель для недояхты [сообщение #17579 является ответом на сообщение #17577] |
Mon, 28 June 2010 21:19   |
Verba
 Сообщений: 504 Зарегистрирован: November 2009 Географическое положение: Донецк
|
Гуру кайтостроения |

|
|
от теперь понял! кажется, что в твоём деле не помогут ни мачта, ни её растяжки, сломает когда нибудь однозначно. Есть такая практика как буксировка судов с помощью кайтов. В промышленных масштабах это выглядит так: на кое какойто мачте поднимают и стартуют кайт, но дальнейшее управление и буксировка судна связано исключительно кормой с кайтом. можно порыть в архивах форума, эта тема тут была
и тянет такое чудо против ветра (позволяет судну сухогрузу даже резаться галсами) тоже ура
[Обновления: Mon, 28 June 2010 21:23] Известить модератора
|
|
|
|
|
Re: Стаксель для недояхты [сообщение #17595 является ответом на сообщение #17581] |
Tue, 29 June 2010 14:41   |
 |
Филипп
 Сообщений: 378 Зарегистрирован: December 2005
|
Гуру кайтостроения |
|
|
С постановкой кайта на судно мы уже экспериментировали. Результат пока неудовлетворительный в основном из-за необходимости постоянного контроля кайта пилотом и сложности рестарта с воды. В отличие от плавающего человека с доской, судно имеет гораздо более высокую собственную парусность и всегда оказывается ниже кайта по ветру. Попытки притянуть кайт за стропы и запустить с помощью мачты-удочки пока были неудачными, т.к. кайт частично лишённый свободы начинает вести себя непредсказуемым образом и взлетать отказывается.
Про танкеры это баян. Мне надо резаться максимально круто, не менее 45гр против истинного ветра. Ездить более полого но быстро не позволяет масса судна и водоизмещающий характер плавания. Поэтому кайт типа параски, трайдента или парус - наиболее предпочтительны.
Мачта расчитана только для работы на сжатие. Ванты - только на растяжение. Любая сила любого направления, приложенная к топу мачты вызывает только растяжение вант и только сжатие мачты. Весь вопрос в плечах нагрузок. Нижний конец ванты отстоит от пятки мачты на величину, меньшую высоты мачты раза в 4-6. Соответственно по правилу рычага во столько же раз возрастают противодействующие нагрузки на раме и сжимающие на мачте. Эти величины хоть и большие, но расчётные и системой мачта-ванты-рама выдерживаются.
Далее задача из физики. Имеем абсолютно нерастяжимую струну, подвешенную вертикально за незыблемые опоры и натянутую. Попробуем оттянуть струну за центральную часть вбок. Противодействует нашему намерению только сила натяжения самой струны, направленная перпендикулярно, т.е. неспособная противодействовать. Небольшая сила противодействия способна появиться лишь тогда, когда стуна всётаки будет оттянута. При этом на самой струне разовьются силы равные силе, с которой мы тянем, делённые на синус угла отклонения струны от вертикали. Поскольку синус нуля ноль, а струна нерастяжима, при малейшей боковой нагрузке на ней возникает растягивающее усилие стремящееся в бесконечность.
В реальности, конечно, абсолюно незыблемых точек опоры нет и троса тоже несколько тянутся, однако нагрузки всё равно очень большие, несоизмеримые с нагрузками на прослабленном тросе.
|
|
|
|
Re: Стаксель для недояхты [сообщение #17597 является ответом на сообщение #17596] |
Tue, 29 June 2010 15:08   |
V0id
 Сообщений: 229 Зарегистрирован: December 2009 Географическое положение: СПб
|
Самодельщик со стажем |
|
|
По моему это патент на идею, и не факт что это работает.
Добавлено потому что когда писался ответ была только одна картинка
По моему это парашют, который тащит фордевинд (не ваш случай).
Хуже большого кайта в передоз может быть только маленький кайт в передоз.
[Обновления: Tue, 29 June 2010 15:27] Известить модератора
|
|
|
|
Re: Стаксель для недояхты [сообщение #17599 является ответом на сообщение #17598] |
Tue, 29 June 2010 15:59   |
V0id
 Сообщений: 229 Зарегистрирован: December 2009 Географическое положение: СПб
|
Самодельщик со стажем |
|
|
Посмотрел сайт, навигация у них сдохла, в раздел фотографий залезть не смог поэтому.
Зато нашел на ютубе как ходят под нормальными кайтами.
Грузовоз "Beluga" на парафойле. Фирма SkySails им его пошила.
К траулеру немецкому тоже хотят(или уже) парафоил прикрутить.
Катамаран на 50м^2 Naish.Видео.
(И не ссыкотно ему было такую махину запускать на 0:48?)
Получается надо либо обычный кайт большой взять либо, парус обычный.
Хуже большого кайта в передоз может быть только маленький кайт в передоз.
[Обновления: Tue, 29 June 2010 16:01] Известить модератора
|
|
|
|
|
Re: Стаксель для недояхты [сообщение #17616 является ответом на сообщение #17575] |
Wed, 30 June 2010 00:14   |
solo flight
 Сообщений: 4 Зарегистрирован: July 2006 Географическое положение: SPB
|
Новичок 0.0 |
|
|
Филипп писал(а) Пнд, 28 Июнь 2010 17:01 | Недавно вернулись с регаты парусных надувных судов, где сломали две мачты и ещё одну согнули. Снова очень хочется избавиться от мощного рангоута и приспособить на судно что-то кайтообразное. Однако прошлогодние попытки поумерили пыл (кайт совершенно не терпит ограничения свободы движения даже лёгкой мачтой - удочкой, необходимой для рестарта, начинает вихлять и капризничать).
Сейчас подумываю вот над каким вопросом: замечено, что стаксель, висящий на прослабленном штаге гораздо меньше нагружает рангоут. Однако форма его при этом сильно искажается и он теряет остроту хода. Думаю, что можно заранее скроить парус таким образом, чтобы при креплении к "недованте" он принимал правильную форму. Интересно, можно ли такое как-то посчитать? Мне кажется за основу надо брать половинку двухстропного кайта и считать в сёрфплане. А может всё гораздо проще и требуется лишь придать передней кромке большую вогнутость, а остальное отрегулировать натяжением штага?
|
У разборного аппарата сложно сделать конструкцию достаточно жесткой, не увеличивая вес, диаметр труб, количество растяжек...
Меньше всего нагрузка получается, если применяется вооружение кэт, с одним гротом, причем виндсерфового типа, с гиком-уишбоном. Нижняя шкаторина, при этом работает как оттяжка. А само вооружение, мало зависит от скручивания катамарана, провисающих вант и тд.
Со стакселем действительно возникает проблема - как только штаг провисает, у стакселя появляется "пузо", и происходит это как раз в сильный ветер, когда это совсем не нужно.
Выход такой: стаксель кроится с большим отрицательным серпом по передней шкаторине. Для 3 м2 стакселя 80-100 мм. То есть парус кроится с учетом провиса штага, а пузо формируется небольшими закладками в нижней части.
|
|
|
Re: Стаксель для недояхты [сообщение #17634 является ответом на сообщение #17616] |
Wed, 30 June 2010 19:08   |
 |
Филипп
 Сообщений: 378 Зарегистрирован: December 2005
|
Гуру кайтостроения |
|
|
...Со стакселем действительно возникает проблема - как только штаг провисает, у стакселя появляется "пузо", и происходит это как раз в сильный ветер, когда это совсем не нужно.
Выход такой: стаксель кроится с большим отрицательным серпом по передней шкаторине. Для 3 м2 стакселя 80-100 мм. То есть парус кроится с учетом провиса штага, а пузо формируется небольшими закладками в нижней части...
Да-да-да, вот про это я как раз и говорю. Только раз уж штаг нормально всё равно не натянешь, надо его прослабить на нужную величину, а парус скроить с учётом ещё большего провиса. То есть, если я правильно понял, требуется просто побольше "вогнуть" переднюю шкаторину и это будет работать? Тогда сразу две вопроса. Первый - насколько падает эффективность такого паруса по сравнению с обычным? только на разницу в проекционной и полной площадях или есть ещё потери? И второй вопрос: вызывает сомнения, что закладки потребуются только в нижней части. При изгибе штага полотнище будет пытаться стать плоско-вогнутым...
ССылки на кайтшип это другая тема, для попутного ветра. Против и даже в полветра эти пузыри, конечно, не ходят. Но т.к. легко запускаются и стабильно летают, могут быть применены вместо спинакеров-геннакеров. Нашёл ещё сайт - 2e5.com, сегодня сшил змея по мотивам их чертежей, но он у меня нормально не полетел -
всё никак не мог определиться, где у него верх, а где низ. В основном висел боком и требовал пилотирования. Иначе - падал.
|
|
|
Re: Стаксель для недояхты [сообщение #17637 является ответом на сообщение #17634] |
Thu, 01 July 2010 00:24  |
solo flight
 Сообщений: 4 Зарегистрирован: July 2006 Географическое положение: SPB
|
Новичок 0.0 |
|
|
Филипп писал(а) Срд, 30 Июнь 2010 19:08 | . Только раз уж штаг нормально всё равно не натянешь, надо его прослабить на нужную величину, а парус скроить с учётом ещё большего провиса. То есть, если я правильно понял, требуется просто побольше "вогнуть" переднюю шкаторину и это будет работать? Тогда сразу две вопроса. Первый - насколько падает эффективность такого паруса по сравнению с обычным? только на разницу в проекционной и полной площадях или есть ещё потери? И второй вопрос: вызывает сомнения, что закладки потребуются только в нижней части. При изгибе штага полотнище будет пытаться стать плоско-вогнутым...
|
Это работает в полный рост! Я так пошил несколько стакселей и еще геную Давно, правда, это было!
"Обычный" парус стоит на набитом штаге. Поэтому, сравнивать их некорректно!
Я думаю, что при слабом и умеренном ветре, такой стаксель работает вполне эффективно. Закладки нужны небольшие 10-20 мм и только в нижней трети паруса. Лучше иметь более плоский стаксель на все случаи жизни . Такой маленький скаксель, шьется сразу со штагом в передней шкаторине, сделайте еще галс-оттяжку. Набивая ее (растягивая парус), можно смещать пузо стакселя вперед в сильный ветер.
Но еще лучше, совсем отказаться от стакселя. Видите, сколько с ним заморочек! Пока парусность в пределах 7-8 м2, один грот - выше крыши.
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: Wed May 14 18:08:40 EEST 2025
|