Программа для расчета САХ (towpoint для Surfplan) [сообщение #30258] |
Tue, 09 April 2013 06:43  |
DesertEagle
 Сообщений: 351 Зарегистрирован: January 2008 Географическое положение: Москва
|
Гуру кайтостроения |
|
|
Так как в Surfplan нужно вводить towpoint в процентах от центральной хорды, то чтобы определить этот самый towpoint, нужно найти среднюю аэродинамическую хорду (САХ) крыла. Считается она не сложно, но очень трудоемко вручную. Поэтому я написал небольшую программку для этой цели.
Как ей пользоваться?
Прежде всего, нужно в Surfplan сделать скриншот при виде сверху или снизу вашего кайта (там есть красная полукруглая кнопочка Flyer View, которая показывает купол точно снизу).
После этого откройте этот скриншот в прилагаемой программе CAX.exe. Сначала нарисуйте мышью поверх крыла центральную линию, а потом справа от нее еще несколько вертикальных, повторяя форму крыла. Ориентируйте на картинку примера в самой программе. И нажмите Расчет. Если цвет линий плохо виден на фоне картинки, всегда можно нажать кнопку Цвет, которая инвертирует яркость линий или кнопку Фон, которая включает/выключает картинку.
Программа покажет, сколько процентов на средней аэродинамической хорде соответствуют процентам на центральной хорде. Вводить в Surfplan нужно те что на центральной.
Один нюанс - нужно знать где находится центр давления на профиле, который стоит в вашем кайте (причем на угле атаки, на котором кайт летит в штатном режиме). У симметричного профиля он всегда на 25%, у автостабильных всегда меньше 25% (обычно около 20%), а у обычных двояковыпуклых всегда больше 25%. Как правило, в районе 28% и до 33% у однослойных кайтов типа парасок и надувастиков.
Узнать точное значение центра давления на профиле можно из атласов профилей или из программы XFLR5, продув ваш профиль на рабочем угле атаки (как правило, 6-9 град).
Несколько скриншотов.

Как видите, я использовал профиль с центром давления на 20%, но в Sufplan пришлось вводить 24%. И чем необычнее форма крыла, тем сильнее будет это расхождение. Вплоть до того, что на профиле 33%, а в Surfplan в некоторых случаях нужно вводить 50-60%. С отключенным фоном лучше видно:

И кратная теория, она же встроенная справка в программе ).

p.s. программу можно также использовать для определения центровки авиамоделей, дельтапланов и др.
Нижняя ссылка на скачивание программы:
-
Вложение: main.jpg
(Размер: 157.33KB, Загружено 2146 раз)
-
Вложение: Fon invert.jpg
(Размер: 100.65KB, Загружено 2104 раза)
-
Вложение: Help.jpg
(Размер: 102.91KB, Загружено 2007 раз)
-
Вложение: CAX.zip
(Размер: 34.30KB, Загружено 547 раз)
|
|
|
Re: Программа для расчета САХ (towpoint для Surfplan) [сообщение #30259 является ответом на сообщение #30258] |
Tue, 09 April 2013 06:58   |
DesertEagle
 Сообщений: 351 Зарегистрирован: January 2008 Географическое положение: Москва
|
Гуру кайтостроения |
|
|
Кстати, сразу предвосхищая вопросы типа "а чего это стропы не сошлись с расчетным товпоинтом на скриншоте?" отвечаю: серфплан по умолчанию показывает картинку снизу не идеально от точки зрения пилота. Подвигайте мышкой вверх-вниз, увидите как свободные концы (или стропы удлинителя у кайта) смещаются. Если их выровнять, чтобы они шли ровно от камеры, то все будет ок.
На точности расчета это не влияет, так как сама форма крыла одинакова и там и там. Но проверять таким образом, правильно ли все введено в серфплане, вполне можно. Вот пример реального применения, и то я не очень аккуратно сейчас рисовал линии, поэтому получилось 23% вместо 24%. Но видно, что точки схождения строп теперь совпадают с расчетным товпоинтом. Это пример из летающего крыла, который не требовал настройки стропной, а сразу полетел нормально.
Собственно, этим же методом определения товпоинта сделаны еще несколько успешно полетевших проектов на этом сайте, так что методике верить можно.

|
|
|
|
|
|
|
|