Кайтинговый форум самодельщиков WindPower
Форум творческих личностей, которые любят экстремальный спорт и могут сами сделать себе снарягу (кайт, виндсерфинг).

Начало » Сделай кайт » Самодельщики » Прочность ткани
icon4.gif  Прочность ткани [сообщение #9808] Thu, 06 March 2008 16:49 Переход к следующему сообщения
DesertEagle   Russian Federation
Сообщений: 351
Зарегистрирован: January 2008
Географическое положение: Москва
Гуру кайтостроения
А есть ли в открытой печати сведения о прочности ткани на разрыв. На сайтах продавцов ничего об этом не сказано. Для маленьких кайтов понятно - можно использовать любую ткань. А вот на большой (НАСА 14 м2 или парафойл 12 м2) как-то стремно использовать слабенькую ткань, вдруг поднимет на несколько метров и порвется в воздухе? <br/> <br/>

Например, что можно сказать о таких вариантах:<br/>

1. Taffeta 190T PU 1500, ~60 г/м2<br/>

2. Gelvenor, силиконовая пропитка, ~50 г/м2<br/>

3. Skytex, пропитка PU, ~45 г/м2<br/>

4. Skytex, пропитка PU, ~27 г/м2

ДОБАВИЛ СМАЙЛИК

[Обновления: Mon, 12 October 2009 21:02] от Модератора

Известить модератора

Re: Прочность ткани [сообщение #9809 является ответом на сообщение #9808] Thu, 06 March 2008 17:37 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
vvs   Ukraine
Сообщений: 2163
Зарегистрирован: December 2004
Географическое положение: Запорожье
Гуру кайтостроения

..прочностные данные ,это довольно интересно,но для кайтов важнее другие данные. Обычно при нормально спроектированном кайте,прочности ткани вполне хватает(для штатных нагрузок) Rolling Eyes ИМХО
Re: Прочность ткани [сообщение #9815 является ответом на сообщение #9809] Thu, 06 March 2008 23:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
kartuz   Latvia
Сообщений: 1824
Зарегистрирован: September 2006
Географическое положение: latvija
Гуру кайтостроения
с ввс согласен.скорее прочность ткани влияет на износостойкость и срок службы кайта .для самодельшика это не актуально так как кайт быстрее надоест ,чем порвется ,протрется и тд.
ткань кайта обычно рвется на запредельных нагрузках и повреждениях ,типа: привязать кайт большой площади в очень сильный ветер к неподвижной опоре.при небольшом ,незаметном надрезе на куполе кайт может пополам порваться.а в штатном режиме они довольно устойчивы к убиванию.
Re: Прочность ткани [сообщение #9816 является ответом на сообщение #9815] Fri, 07 March 2008 01:03 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
DesertEagle   Russian Federation
Сообщений: 351
Зарегистрирован: January 2008
Географическое положение: Москва
Гуру кайтостроения
Ясно, спасибо. Хочу теперь сшить что-нибудь огромного размера и тихоходное, скорее всего из насовских однооболочковых. На слабенький ветер, чтобы просто подурачиться когда делать нечего - попрыгать там, или покататься на багги. И думаю - а не жирно ради этого использовать дорогой гельвенор или скайтекс? Но опасаюсь как бы корейская таффета элементарно не порвалась. Или как вариант достать новый скайтек 27 грамм на квадратный метр(!), получится невесомый кайт, будет летать при любом дуновении ветра! Но прочность тоже вызывает сомнения, а слишком много усилений добавят вес и сведут на нет преимущества легкой ткани...
Re: Прочность ткани [сообщение #9817 является ответом на сообщение #9808] Fri, 07 March 2008 05:10 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
vvs   Ukraine
Сообщений: 2163
Зарегистрирован: December 2004
Географическое положение: Запорожье
Гуру кайтостроения

...усиления нужны,обязательно. З.Ы. ...еще насчет прочности,даже еслибы мы и располагали числовыми данными,врядли кто-то бы их использовал для расчета нагрузок.разве что маньяк-сопроматчик Smile .это так, для сравнения тканей,типа что покрепче будет...
Данные по тканям [сообщение #9818 является ответом на сообщение #9817] Fri, 07 March 2008 07:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
DesertEagle   Russian Federation
Сообщений: 351
Зарегистрирован: January 2008
Географическое положение: Москва
Гуру кайтостроения
Провел небольшое расследование на эту тему, вот результаты:

Прежде всего, для определения разрывной нагрузки обычно используют полоску ткани шириной 5 см.

1. Для плотности 70..90 г/м2 разрывная нагрузка составляет 40..50 кг. Для таффеты хорошее описание здесь.

2. Для плотности 35..55 г/м2 разрывная нагрузка 20..40 кг. Хороший пример характеристик для парашютной ткани здесь, но это очень сильно продуваемая ткань на круглые парашюты, для кайтов не годится.

3. Самые подробные характеристики ткани нашлись на сайте скайтекса (в разделе Sport). Так для плотности 27 г/м2 разрывная нагрузка 22 кг, а для плотности 36..45 г/м2 примерно 40 кг (в доках обозначается в DaN, что по сути и есть килограммы).
Для гельвенора не нашел, но должно быть аналогично или чуть лучше (так как силиконовая пропитка лучше укрепляет волокна, чем полиуретановая).

Параметры примерно похожи у всех производителей, самое низкое упоминается здесь при самостоятельном испытании корейской полиэстеровой подкладочной таффеты (видимо, без пропитки!) плотностью 40-50г/м2 - 15 кг. Но это для полоски шириной 2 см, а стандартные измерения делаются на 5 см, так что в итоге получаются примерно те же 30 кг.

Так что делим вес кайтера на площадь кайта (получаем удельную нагрузку на купол), результат снова делим на количество строп, и получаем нагрузку, которую должны выдерживать усиления для петелек. Берем минимальное значение с запасом 15..20 кг для полосок шириной 5 см и на основе этого можно посчитать сколько и какого размера нужны усиления. Это если, например, строп мало, а кайт для сильного ветра и хочется быть уверенным что места креплений выдержат нагрузку. Но это для извращенцев, а для обычных кайтов можно не заморачиваться расчетами =))), запас прочности самой ткани оказывается и так внушительным.
Re: Данные по тканям [сообщение #9819 является ответом на сообщение #9818] Fri, 07 March 2008 08:26 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
DesertEagle   Russian Federation
Сообщений: 351
Зарегистрирован: January 2008
Географическое положение: Москва
Гуру кайтостроения
А вот с воздухопроницаемостью сложнее. Во-первых, ее указывают по разному. Стандартным вроде как является кубический дециметр (то есть один литр) воздуха в секунду через ткань площадью один квадратный метр (дм3/м2с). Но часто указывают литры через метр квадратный в минуту. Еще встретилось упоминание о кубическом сантиметре в секунду. Так же есть прохождение водяного пара в течении суток, но к кайтовым тканям это не относится. Но это еще не все! Все измеряют это прохождение под разным давлением!

Вот этот поросиметр измеряет под давлением 10 и 20 mbar (два стандарта), что аналогично как если натянуть на один конец трубы кусок ткани, а второй опустить в воду на 10 и 20 см, и подождать пока вода поднимется до общего уровня. Так можно измерить воздухопроницаемость в домашних условиях. Точнее, желательно по мере подъема воды опускать трубу вниз, чтобы объем вытесненной воды (а значит и давление, согласно силе архимеда) оставался постоянным. Другие измеряют при давлении 50 Па (50 Н/м2 = 5 кг/м2). А Porche Marine (skytex) отличился и измеряет под давлением 2000 Па над поверхностью 100 см. Для сведения, давление в куполе параплана при скорости 33 км/час примерно 1 миллибар, а на скорости 60 км/час - 2.3 миллибар.

По ткани не очень понятно. Парашютная "нулевка" имеет воздухопроницаемость 2..5 литра/м2мин (минут!). Для запасных парашютов применяется продуваемая 5 литра/м2сек (секунд!). Популярная продуваемая ткань F-111 около 1 литра/м2сек.

Вот здесь написано, что таффета имеет продуваемость от 90 до 750 см3/мин/м2. Обратите внимание на см3, имхо это ошибка и имеются ввиду литры в минуту, см. ниже про скайтекс.

Так же встретилась странная фраза "Ткань Gelvenor после 200 часов эксплуатации дает продуваемость в 200-300 секунд, в то время как другие парапланерные ткани с таким же сроком эксплуатации показывают результат от 20 до 30 секунд." Что значит секунд, какие объемы, под каким давлением и через какую площадь, неизвестно - может это еще один стандарт измерений?

Единственный заслуживающий доверия источник - это сайт скайтекса, где четко указана продуваемость в литрах в минуту L/m2/min. Что удивительно, для ткани плотностью 27 г/м2 и 40 г/м2 написана одинаковая продуваемость, не более 40 литров. При этом для других артикулов варьируется в пределах не более 20..40 литров в минуту (среднее 5..10 л/м2/мин).

Но это для новой ткани. В доке по скайтексу 27 г/м2 есть график как изменяется продуваемость во время сильного трепыхания тряпки на ветру (floater test, если я правильно это перевел). Так, всего за 80 минут теста продуваемость с 5 литров в минуту может повыситься до 160 литров в минуту!

Причем для парашютной ткани у того же скайтекса указано для непродуваемой ("нулевка"?) 5..150 литров в минуту, а для продуваемой 400..600 литров в минуту. Причем измерения под давлением 125 Па.

Хорошо бы придумать портативный прибор для измерения воздухопроницаемости ткани! Как вариант, можно погружать трубку в воду и замерить за сколько секунд поднимающаяся вода вытеснит воздух сквозь тряпку. Потом пересчитать в стандартные единицы. Если это будет в пределах 50 литров в минуту, то это офигенно классная ткань, сравнимая с новейшим скайтексом. Если до 150 литров в минуту, то это трепимо - на кайты сойдет! А если больше 200..300 литров в минуту, то это дующаяся тряпка и на парафойлы не годится. Есть подозрение, что можно найти отличную и дешевую ткань. Сейчас таффету завозят, например, из Китая по цене около 30 рублей за погонный метр (шириной 150 см). Но говорят, она плохого качества, из Южной Кореи получше, но и подороже (около 40 рублей). Причем их же в розничных спортивных магазинах продают не дешевле 70..80 рублей Sad Та же фигня со стропами, вместо 5 рублей за метр кевларовой, может быть запросто 20, то есть в 4 раза дороже. Как выяснилось, по прочности она практически такая же как фирменные ткани по 150 рублей за метр. А вот воздухопроницаемость (а также растягиваемость, какие еще есть параметры?) пока под вопросом...

Re: Прочность ткани [сообщение #9821 является ответом на сообщение #9808] Fri, 07 March 2008 09:18 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
vvs   Ukraine
Сообщений: 2163
Зарегистрирован: December 2004
Географическое положение: Запорожье
Гуру кайтостроения

...спасибо,очень много интересной инфы по тканям! Rolling Eyes

только вот здесь:"...Так что делим вес кайтера на площадь кайта (получаем удельную нагрузку на купол), результат снова делим на количество строп, и получаем нагрузку, которую должны выдерживать усиления для петелек. Берем минимальное значение с запасом 15..20 кг для полосок шириной 5 см и на основе этого можно посчитать сколько и какого размера нужны усиления." ... все очень приблизительно,а точно будет уж ооочень громоздко в расчетах. Здесь неучитывается ни расположение строп,ни распределение нагрузки по стропам на разных режимах полета,ни аэродинамика кайта,перегрузки...,характеристики строп....,Да и технологии тоже,ведь многие повреждения идут по швам,поэтому нужно учитывать и способ соединения деталей ,там характеристики швов и все такое.
Вообщем изучаем справочную литературу по тканям,а потом садимся и шьем кайты,тем более в кайтостроении уже сформированы некоторые приемы или правила изготовления куполов. Rolling Eyes
Re: Данные по тканям [сообщение #9826 является ответом на сообщение #9818] Fri, 07 March 2008 09:45 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Artur Zinatullin   Estonia
Сообщений: 250
Зарегистрирован: July 2007
Географическое положение: Тарту, Эстони�...
Самодельщик со стажем
На счёт расчёта нагрузки на стропы.

Когда НАСА активно занималось исследованиями крыльев Рогалло, они проводили продувки в аэродинамической трубе. В числе прочего измеряли и распределение нагрузки на стропы.
Так вот, если мне не изменяет память, в одной из конструкций нагрузка на отдельные стропы была в пределах от 3% до 12%. То есть, в зависимости от положения стропы на куполе менялась в четыре раза.
На это накладываются ещё изменения в процессе управления, обтекание неровным ветром, хлопки, при которых нагрузка может существенно возрастать и.т.п.
Видимо, посчитать все эти случаи можно, но методика представляется очень нетривиальной.

Что же касается усилений, обычно вдоль шва пристрачивают шнур, к которому уже и крепятся стропы. Достаточно эффективный распределитель нагрузки.
Re: Прочность ткани [сообщение #9833 является ответом на сообщение #9808] Fri, 07 March 2008 12:15 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Ali   Ukraine
Сообщений: 423
Зарегистрирован: June 2004
Географическое положение: Харьков
Гуру кайтостроения
Администратор

Рад что кого-то заинтересовала такая информация.
Лариса из Айсберга скидывала мне ранее характеристики и результаты испытаний.
Не разбирался глубоко в них, выкладываю как есть. Может кто-то прокомментирует?

P.S. Вкладывать картинки в тело сообщения не буду, чтоб не мешали просмотру, просматривайте файлы по ссылкам...
  • Вложение: LCN 065 ASPZT2.jpg
    (Размер: 82.64KB, Загружено 1034 раза)
  • Вложение: LCN 065 F01PZ.jpg
    (Размер: 63.33KB, Загружено 951 раз)
  • Вложение: LCN 065C41 F106 K27.jpg
    (Размер: 55.91KB, Загружено 870 раз)
  • Вложение: LCN 066 OL KS.jpg
    (Размер: 65.52KB, Загружено 936 раз)
  • Вложение: LCN 286 OL WF C17.jpg
    (Размер: 51.60KB, Загружено 863 раза)
  • Вложение: spinnakers_p1.jpg
    (Размер: 90.59KB, Загружено 733 раза)
  • Вложение: spinnakers_p2.jpg
    (Размер: 135.42KB, Загружено 718 раз)
  • Вложение: spinnakers_p3.jpg
    (Размер: 78.18KB, Загружено 768 раз)
  • Вложение: spinnakers_p4.jpg
    (Размер: 32.92KB, Загружено 697 раз)
Re: Данные по тканям [сообщение #9834 является ответом на сообщение #9819] Fri, 07 March 2008 12:39 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Ali   Ukraine
Сообщений: 423
Зарегистрирован: June 2004
Географическое положение: Харьков
Гуру кайтостроения
Администратор

DesertEagle писал(а) Птн, 07 Марта 2008 08:26

Так же встретилась странная фраза "Ткань Gelvenor после 200 часов эксплуатации дает продуваемость в 200-300 секунд, в то время как другие парапланерные ткани с таким же сроком эксплуатации показывают результат от 20 до 30 секунд." Что значит секунд, какие объемы, под каким давлением и через какую площадь, неизвестно - может это еще один стандарт измерений?

С этим становится все понятно если покопать немного. "Исследования продуваемости, проведенные при помощи измерителя Skywatch..." Ищем что такое за зверь Skywatch Porosity Meter, находим (например тут), читаем: "Principle : measures the time necessary for 0,25 liter of air under 4hPa pressure to go through 38.5 cm2 of cloth", т.е. замеряется время прохождения 0,25 литра воздуха при давлении 4 гектопаскаля (4 миллибара) через ткань площадью 38,5 см2. Наверное, не по стандарту, но для сравнения подойдет.
Re: Прочность ткани [сообщение #9835 является ответом на сообщение #9808] Fri, 07 March 2008 17:11 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
PARAMASTER   Russian Federation
Сообщений: 1527
Зарегистрирован: February 2007
Гуру кайтостроения
Расчет на нагрузку правильно!
Но чем больше приходится строп на купольную систему,
Значит меньше нагрузка приходится на стропы и купол.

Есть книжица ИВАНОВ И,И, "Испытание и проектирование парапланов"
Так в ней расписано про эти моменты!и чертежики про расчет кривизны купола и расчет строп ,

Мы первые кайты считали именно поэтой книжке-причем кайты полетели сразу!Стропы делалми по радиусу,тоесть купол со стропами располагается по радиусу ,есть домиком итп.
Re: Прочность ткани [сообщение #9837 является ответом на сообщение #9833] Fri, 07 March 2008 21:14 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
DesertEagle   Russian Federation
Сообщений: 351
Зарегистрирован: January 2008
Географическое положение: Москва
Гуру кайтостроения
Ali, спасибо за данные по гельвенору (LCN), нигде не мог их найти, хотя тоже интересовали. Похоже что разрывная нагрузка тоже около 30..40 кг, как и у скайтекса (просто у гельвенора измерения указаны не для 5 см полоски, а для дюймовой, т.е. 2.54 см). И воздухопроницаемость в c.f.m. - кубических футах в минуту (1 фут = 0.3048 м).

Про усиления я имел ввиду вот что: если просто стропу вшить в шов, то приложение силы получается точечным. А если поставить усиление с заведомо избыточной прочность, допустим какой-нибудь дакрон или ламинат, а Porcher Marine (Skytex) для этого предлагает специальные артикулы SR-Scrim, SR-170 и т.д. с разрывной нагрузкой под 110 кг, то нагрузка распределяется равномерно на эту площадь. И если мы пришьем стропу через усиление в виде полоски 5 на 5 см, то согласно данным по таблицам выше, в этом месте ткань гарантировано будет держать примерно 30 кг. Конечно, это еще зависит от швов, направления приложения силы и т.д., но для грубых прикидок сойдет.

Когда я шил парафойл 5 м2 и решил петельки вшивать в шов без усилений (так как все равно учебный), то понятия не имел - может при первом же запуске они все порвутся =))). А если бы сразу был теоретически подкован, то мог бы примерно оценить запас прочности и не беспокоиться из-за этого. Для самолетов и дельтапланов по авиационным правилам считается нормальным если есть шестикратный запас прочности. Но для парапланов и парашютов, а значит и для кайтов, запас прочности обычно закладывается как двадцатикратный. То есть должен выдерживать в 20 раз больший вес, чем в обычном режиме. Видимо, чтобы учесть потери прочности на швах и из-за старения ткани и строп (стропы через несколько лет могут потерять до 50% своей прочности).

Вобщем, всем спасибо, тема получилась интересной и раскрыла ряд интересовавших вопросов.

P.S. а книжка Проектирование парапланов есть в электронном виде? Кто-нибудь был бы так любезен прислать ее мне на [email protected] Smile Интересно почитать...
Re: Прочность ткани [сообщение #9839 является ответом на сообщение #9808] Sat, 08 March 2008 10:01 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
PARAMASTER   Russian Federation
Сообщений: 1527
Зарегистрирован: February 2007
Гуру кайтостроения
Хорошо поспрашаю,у меня у самого она ксерокопия,она как брошюрка небольшая 22страницы! Rolling Eyes ,листы формата А4.

поспрашаю наших книголюбов из парапланеристов,подскажут! Rolling Eyes
Re: Прочность ткани [сообщение #9841 является ответом на сообщение #9837] Sat, 08 March 2008 13:19 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Ali   Ukraine
Сообщений: 423
Зарегистрирован: June 2004
Географическое положение: Харьков
Гуру кайтостроения
Администратор

DesertEagle писал(а) Птн, 07 Марта 2008 21:14

P.S. а книжка Проектирование парапланов есть в электронном виде? Кто-нибудь был бы так любезен прислать ее мне...

Выслал на мыло. Просьба в открытый доступ не выкладывать.
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ [сообщение #13366 является ответом на сообщение #9837] Wed, 15 July 2009 13:43 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ТИМА   Russian Federation
Сообщений: 574
Зарегистрирован: May 2006
Географическое положение: Калуга
Гуру кайтостроения

DesertEagle писал(а) Птн, 07 Март 2008 22:14



.....Но для парапланов и парашютов, а значит и для кайтов, запас прочности обычно закладывается как двадцатикратный. То есть должен выдерживать в 20 раз больший вес, чем в обычном режиме. Видимо, чтобы учесть потери прочности на швах и из-за старения ткани и строп (стропы через несколько лет могут потерять до 50% своей прочности




В продолжение про запасы прочности:
http://paragliding.in.ua/index.php?option=com_smf&Itemid=21&topic=3667.0
Еще раз сработал парашют.
На этот раз встретились метрах на 150-ти парапланеристы.
Парню оторвало купол от сроп - сел на парашюте, девочка замотанная в чужой купол не смогла открыть запаску, так и села в коконе чужого купола.
ВСЕ ЗДОРОВЫ!!!



Предоставляем наши исследования «останков» параплана.

1. События мы восстанавливали по описаниям очевидцев и одного из участников.
а. Столкновение произошло на встречных курсах, на скорости спиралящего купола больше балансировочной. Т.е. на наш взгляд скорость столкновения была 70 или более км.ч. Это в 4 раза больше по энергии чем при зацеплении крыла например за дерево. Тем не менее никто не удивляется, когда крыло при посадке на дерево рвется…
б. Произошло частично разрушение крыла и строп с месте удара. Крыло поглотило энергию, она ушла на разрыв строп и ткани в месте удара.
в. Далее начинается раскрутка всей системы. Причем Максим, как нижний пилот, вращался по большому радиусу и центробежная сила действующая на него была максимальная. Стропы и ткань прилегающие к месту первоначального обрыва начали рваться последовательно.

2 . Осмотр купола – обрыв большинства строп верхнего яруса. В основном стропы рвались по концентраторам рядом с застрочками. Было около десятка строп, разорванных не по застрочке. Возможно, что остальные сняты на исследование или на память теми, кто осматривал до нас
Купол разделен на два фрагмента. Центальная часть имеет множественные разрывы нижней оболочки. Мы не обнаружили ни одного разрыва на нервюрах, кроме чьей-то попытки ее разорвать руками около отверстия перетекания. Все петельки строп без повреждений.
Мы исследовали остаточную прочность строп и ткани купола.
Стропы Феодосийского производства.
Стропы верхнего яруса должны иметь прочность на разрыв 80 кг.
Мы сняли несколько не поврежденных стропы А и С рядов с центроплана, а также стропы А и С радов с «ушной» части крыла.
Геометрические изменения выявили отклонения не более 5 мм.
A-ряд, центроплан:
1.Теоретическая длина 1280, измерение -1280, разрывная нагрузка – 25 кг
2. 1220 – 1215, 25 кг
А-ряд, ухо:
1. 1280 – 1280, 27 кг
2. 1220 – 1220, 26 кг
С-ряд, центроплан:
1. 1020 – 1020, 30 кг
2. 1080 – 1080, 25 кг
С-ряд, ухо:
1. 1020 – 1020, 31 кг
2. 970 – 965, 29 кг.
Для сравнения мы порвали новую застроченную стропу Феодосийского производства.
Результаты – 79 и 81 кг
Результаты говорят сами за себя – стропы изношены до крайности. При потере прочности хоть одной стропы до 50% от номинала необходима замена ВСЕХ строп.

Ткань: верх Gelvenor LCN 0066 OLKS
Низ SkyTex 9017 E38A
Нервюры SkyTex 9017 E38A

Мы изготовили по несколько образцов ткани шириной 5 см и длиной 40 см. Сделали упрочнение концевых частей, так, что бы ткань не рвалась именно «по ткани», а не из-за концентраторов. Для этого наклеили 2 слоя липкой ткани с полукруглым перекрытием и сдвигом.
Результаты измерений:
Новая ткань 9017 Е38А
25 кг (порвалась по концентратору),38кг, 40кг.

Ткань с исследуемого параплана:
Центроплан:
25, 26, 28 кг – все образцы рвались не по концентратору.
Ухо:
27, 27, 29 кг - все образцы рвались не по концентратору.
Нервюра:
35, 44 !!, 36 кг.- все образцы рвались не по концентратору.

Гельвенор:
30, 36, 35 кг.
К сожалению новые образцы из-за невозможности приклеить «липучку» не рвали.

Кроме такой методики измерения остаточной прочности ткани есть методика проверки «на коленке»: вы зажимаете ткань между большими и указательными пальцами, так, чтобы одноименные пальцы соприкасались. После чего пробуете порвать ткань изгибая ее относительно больших пальцев. Если ткань рвется, то крыло пора списывать на наземку.
Исследуемое крыло этот тест не прошло. Ткань в некоторых местах рвется. При этом на нервюрах полный порядок.

Выводы:
1. Даже новый параплан при подобном столкновении имеет шансы полностью оторваться. Новые стропы при последовательном нагружении более номинальной нагрузки рвутся каскадом. Этот процесс может занимать доли секунды.

2. Даже новая ткань по надрыву легко рвется руками. Кто не верит – попробуйте.

3. Крыло по словам владельцев имеет налет около 90 часов.
Мы в это не верим, по следующим причинам:
а. Крыло куплено не новым, а б.у. в Одессе. Информации о налете или других происшествиях (например, о купании в море, что кстати, вероятно при полете в бризе) нет.
б. По нашему мнению, это было наиболее активно летающее крыло в Харькове, особенно в первый год после появления в Харькове. Летало исключительно на лебедке и моторе.
в. По нашему мнению крыло хранилось не надлежащим образом.

4. Любое крыло небрежным отношением можно привести в подобное состояние меньше чем за сезон. У нас попадались «мертвые» крылья с налетом меньше 100 часов. Причем попадались в состоянии хуже, чем исследуемое крыло.

5. К вопросу о применяемых материалах:
На данном конкретном крыле стоит ткань Gelvenor LCN 0066 OLKS и SkyTex 9017 E38A. Эту ткань применяют практически все производители. Именно эти самые материалы, включая стропы, стояли на крыле, проходившем сертификацию в AFNOR.


[Обновления: Wed, 15 July 2009 13:44]

Известить модератора

Re: ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ [сообщение #13369 является ответом на сообщение #13366] Wed, 15 July 2009 19:46 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Zakhar   
Сообщений: 188
Зарегистрирован: August 2007
Географическое положение: С-Петербург
Дважды бывалый
Для меня важнейшими являются данные о прочности на раздирание. Именно от этих цифр зависит порвется крыло или нет. Есть две методики замера: разрыв по надрезу в двух направлениях и раздирание двумя крюками вставленными в разрез. Несмотря на большую наукообразность первая методика далека от реальности, вторая просто взята из жизни. А распределенной прочности хватает всегда. По поводу легкого кайта на слабый ветер. Это ошибка. Для кайта в момент старта скорость ветра это скорость снижения такого же крыла в полете. Минимальную скорость снижения имеют крылья с правильным профилем и высоким удлинением. Мой кайт Эксперт с удлинением 6,5 летает тогда, когда кожей лица ветер еще не различим. Тебе, Николай, могу сшить по себестоимости. Есть идея вставить в петли веревки с узелками и отсоединять стропы кайта и подсоединять стропы спидглайдера. Получается кайт для воды и снега и еще крыло на сильные ветра. Конечно удобно не менять ничего, но как еще попробовать нужно тебе это или нет?
Парапланерная ткань - критерии выбора [сообщение #14241 является ответом на сообщение #13369] Sun, 18 October 2009 15:45 Переход к предыдущему сообщения
ТИМА   Russian Federation
Сообщений: 574
Зарегистрирован: May 2006
Географическое положение: Калуга
Гуру кайтостроения

Парапланерная ткань - критерии выбора
статья из журнала Cross Country


Авторизованный перевод Сергея Елизарова из журнала Cross Country декабрь-январь 2002/2003 г.

Создание парапланов связано с необычными решениями и разумными компромиссами. Стив Узучуква (Steve Uzuchukwu) исследует множество идей и мнений, которые вынуждают конструкторов выбирать особенные материалы для новых куполов.

Мы ожидаем разного от своих парапланов. Спортсмен хочет высокого аэродинамического качества и скорости, хозяин школы – безопасности и живучести. Конструктивные особенности разных типов куполов будут сильно различаться и, таким образом, потребуют различных материалов. Школьный параплан имеет по однй стропе на каждую секцию с большим количеством точек крепления строп, каждая из которых несет небольшую нагрузку и, как результат, купол получится легким. Спортивный аппарат будет иметь минимум строп (насколько это возможно), с редко распределенными точками крепления, несущими большую нагрузку, которая умело распределяется посредством диагональных нервюр. Это приводит к увеличению веса параплана, что, в свою очередь, приводит к серьезным проблемам при сложении/раскрытии купола. Спортсмен очень мало возит купол по земле во время старта и при этом налетывает в воздухе много часов, в то время как школьный параплан снова и снова таскают по земле неуклюжие студенты. Здесь невооруженным глазом видны различия в требованиях к конструкции.

Различные поверхности купола также требуют разных подходов. Можно как угодно отрицательно относиться к продуваемости, но, в тоже время, понимать, что в конструкции параплана необходимы материалы, абсолютно продуваемые. Какие? Ну, например, нервюры, продуваемость которых нас не беспокоит. Там нас волнует прочность (мы ведь не хотим рваных нервюр) и способность противостоять деформации (мы ведь не хотим искажения формы профиля). Продуваемость не означает просто «слово». Фирма Falhawk однажды сделала купол с совершенно дырявыми нервюрами, которые, по идее, должны были способствовать лучшему перетеканию воздуха внутри купола при его сложении/раскрытии.

Все это дает нам представление о трех главных качествах парапланерных тканей.
Первое качество - прочность на разрыв, которая определяет распределение материалов в конструкции купола и может быть охарактеризована как способностью сохранять структуру ткани при неблагоприятных нагрузках.
Второе качество – деформируемость, т.е. изменение размера (длины) под нагрузкой. В этом случае, совершенно не имеет значения «крутизна» параплана, если после воздействия нагрузки он изменит свой профиль (форму) и будет летать хуже.
Третье качество – продуваемость, т.е. способность ткани пропускать воздух. Если ткань пропускает слишком много воздуха, то неизбежны проблемы с подъемом купола и, в конечном счете, полный срыв потока (deep stall). Продуваемость - наиболее распространенный критерий среди всех трех. Она измеряется специальным прибором, который показывает как долго данное количество воздуха будет проходить через фиксированную площадь ткани. Все это кажется вам слишком простым? Что ж, следующие объяснения покажут, как эти три параметра будут меняться со временем.

Разные парапланы находятся под влиянием разных факторов старения, особенно это касается продуваемости. Один конструктор говорил нам, что не надо летать на его параплане с продуваемостью ниже 10 секунд, другой говорил о двух секундах, третий проверял купол с продуваемостью менее 0,4 сек., и считает, что на нем вполне можно летать. Не существует минимальной, рекомендованной цифры продуваемости. Почитайте «Паспорт» вашего параплана или проконсультируйтесь с производителем об особенностях вашего крыла.

В течение всей «жизни» ткань вашего параплана подвергается воздействию ультрафиолета, абразивному износу и пылевой атаке. Ультрафиолетовое излучение может привести к полной потере прочности на разрыв без всякого дополнительного воздействия иных физических неблагоприятных факторов. Старение усиливает это негативное влияние. Производители идут на невероятные ухищрения, чтобы проверить характеристики ткани. Например, изготавливают ветроуказатели из новейших материалов и размещают их в самых различных местах, особенно там, где очень много солнца. Готовые парапланы подвергают обработке паром для увеличения продуваемости до невероятно низкого уровня (меньше секунды) и прогоняют их через все полетные тестовые режимы. Прототипы куполов изготавливают со смежными секциями из различных материалов, чтобы ухудшения были видны наглядно. Один прототип налетал 1200 часов в течение 18 месяцев! Некоторые парапланы проверяют под нагрузкой 18 g, в три раза большей, чем стандартная 6 g при DHV тестировании. Все это показывает, насколько серьезно производители превышают допустимые уровени эксплуатационной избыточности, чтобы получить гарантии безопасности.

Ханнес Папеш (Hannes Papesh), конструктор фирмы Nova, дает нам наглядное представление об уровне требований к различным компонентам параплана на примере его популярного купола Carbon.

Верхняя поверхность: наименьшая продуваемость, высочайшая живучесть (контакт с грунтом, искажение аэродинамической формы в полете и высочайшая устойчивость к ультрафиолету).
Нижняя поверхность: легкость, но при этом высокая прочность на разрыв – без частого контакта с грунтом и без сильного воздействия ультрафиолета.
Несущие нервюры/диагональные нервюры: очень низкая деформируемость, очень высокая прочность на разрыв (основная нагрузка от пилота распределяется через них).
Ненагруженные нервюры: легкость, но с высокой жесткостью для избежания перелома профиля при отрыве купола от грунта при его подъеме в сильный ветер.

Гюнтер Вёль (Guenther Woerl), коммерческий директор фирмы Swing, объясняет причины выбора ткани «Perseverance» для изготовления верхней оболочки их парапланов. Он говорит: «Perseverance» - это нитяной, непродуваемый нейлон 6,6 с покрытием из силикона и полиуретана, имеющий тот же самый вес, что и ранее применявшаяся ткань, но имеющий другое плетение. Мы очень интенсивно испытывали эту ткань в течение двухлетней программы сотрудничества с фирмой «Perseverance», и конечный продукт имеет те же показатели живучести что и остальные, покрытые силиконом/полиуретаном ткани, но гораздо легче их».

Прототип, изготовленный из новой ткани «Perseverance», после 1200 часов был предъявлен для проверки на выставке «Free Flight 2002».
И еще одно его высказывание: «Мы используем ткань «Toray» для нижней оболочки. Она имеет очень высокую прочность на разрыв, особенно с учетом такого практического аспекта, как протыкание иголкой в процессе пошива. Она водоотталкивающая, но не является водонепроницаемой. Использование водоотталкивающих тканей для обеих оболочек может сильно затруднить просушивание купола в случае попадания воды внутрь. Эта ткань, так же, позволяет легко наносить или приклеивать логотипы на оболочку».

Анатолий Кон из фирмы APCO последние десять лет использует для своих парапланов ткань «Gelvenor». Он объясняет: «Наружная оболочка парапланов APCO изготовлена из ткани «Gelvenor» с двойной силиконовой пропиткой, которая «живет» в два-три раза дольше, чем обычная, пропитанная полиуретаном, ткань. Исследования продуваемости, проведенные при помощи измерителя Skywatch для новой ткани «Gelvenor», показывали, как правило, результат выше 1000 секунд – приблизительно в три раза выше, чем у всех остальных новых парапланерных тканей. Ткань «Gelvenor» после 200 часов эксплуатации дает продуваемость в 200-300 секунд, в то время как другие парапланерные ткани с таким же сроком эксплуатации показывают результат от 20 до 30 секунд. Усилие на разрыв после 200 часов эксплуатации в два раза выше, чем у других материалов, а показатели по выгоранию цвета и старению ткани несравнимо лучше».

«Gelvenor» - ткань очень скользкая и ее практически невозможно заклеивать обычной ремонтной тканью (Rip Stop) или наклеивать логотипы. APCO прилагает ремкомплект из идентичной ткани к каждому параплану для осуществления мелкого ремонта.

Некоторые производители используют комбинацию из разных материалов. NOVA, OZONE и AIRWAVE используют «Gelvenor» для верхней оболочки, плотный Porcher Marine Skytex для нервюр и облегченный Skytex для нижней оболочки.

В настоящее время конструкторы парапланов имеют огромный выбор вариантов различных дизайнерских решений. Эти решения, в свою очередь, диктуют разные требования к тканям, а выбор ткани отражается и на продажах.

Выбор ткани, безусловно, влияет на то, как будет стареть параплан в течение его «жизни», но очень многое в этом вопросе зависит от самого владельца купола.

Вот несколько простых рекомендаций:



Не держите параплан на солнце если не летаете на нем.

Сушите купол перед тем, как складывать его – хранение влажного параплана в тепле приводит к стремительному ухудшению его качества.

Будьте осторожны с пылью – она сильно ухудшает характеристики материала с силиконовой пропиткой.

Удаляйте песок и мелкие камни из параплана – они дают сильный абразивный эффект, а так же убедитесь в отсутствии всякой дряни внутри купола.



Некоторые парапланы, особенно имеющие закрытые секции, в настоящее время снабжаются разъемными частями на липучках, расположенными на задней кромке или законцовках, чтобы избежать вытряхивания различных инородных предметов через диагональные нервюры.

В любом случае, какую бы конструкцию вы ни выбрали, она требует постоянной заботы и вашего внимания. Проявляйте заботу о вашем параплане и он сторицей вернет вам ее многими часами безопасного полета.
Предыдущая тема: Нужен совет начинающему в постройке двустропного кайта
Следующая тема: животная тяга
Переход к форуму:
  


Текущее время: Thu Mar 28 14:05:27 EET 2024